16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain

Что? Двухдневная сессия игры в Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain
Где? Офис компании Konami в Лос-Анджелесе

Совсем немногие журналисты удостоились чести присутствовать на закрытом показе Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain. Само событие тоже прошло без особой помпы: после краткой вступительной речи (все всё и так знают, MGS 5 — один из самых ожидаемых проектов года) прессу посадили за консоли и дали два дня на то, чтобы вдоволь наиграться.

И нам, конечно же, не хватило. The Phantom Pain — игра колоссальных масштабов и огромной аддиктивности, игра, в которую хочется погрузиться с головой, выпав из реальной жизни на недельку-другую. История становления Биг Босса (он же — то самый первый Снейк, с которого потом клонировали Солида и всех прочих Снейков), хронологически предваряющая самую первую Metal Gear, затягивает с первых минут и очень не хочет отпускать.

Теперь мы ждем осеннего релиза с особенным нетерпением — потому что и правда очень хочется узнать, чем же там все, черт побери, кончилось!

Заворот мозга

События The Phantom Pain происходят спустя девять лет после событий Ground Zeroes. Именно столько провалялся в коме Снейк после взрыва вертолета в финале Ground Zeroes. Да еще и руку при этом потерял, но ее достаточно быстро заменили высокотехнологичным ярко-красным протезом, который фигурирует на всех игровых артах.

Никаких намеков на пересадку головы или иную взаимосвязь с реальным доктором Канаверо в игре нет — во всяком случае, в начале ее. А слыша прямые вопросы — был заговор или нет (подробнее о нашумевшей теории читайте здесь), разработчики делают скорбные лица в духе «ну вот, и вы туда же». И отвечают, что даже если и да, то это одному Кодзиме ведомо. А сами они о Канаверо слыхом не слыхивали, покуда игроки не подняли всю эту шумиху.

Тем не менее то, что происходит в прологе, пока Снейк пытается выбраться из осаждаемой врагами больницы, лучше всего описывается словом «чертовщина». Чем лучше вы знакомы с серией Metal Gear Solid, тем большее недоумение у вас, вероятно, вызовет пролог — уж очень много здесь намеков на то, что на самом деле ничего этого нет и Биг Босс просто бредит.

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain


► Снайперская винтовка Тихони-Quiet приравнивается к тяжелому бронебойному оружию. Учитывайте это на миссиях, где придется выступать против особо крепких противников.
То ли это огрехи режиссуры, то ли так и задумано, но всем несуразностям найдется объяснение, и весьма обескураживающее. Как в случае со второй частью — открывшаяся там в итоге правда до сих пор служит поводом для обсуждения. Кодзима на такие штуки мастер.

Но чтобы знать наверняка, игру придется пройти целиком, а это в рамках двухдневной сессии было невозможно. Шестнадцати часов хватило всего на двадцать один эпизод, на что разработчики заметили: «Это примерно треть». Кто-то жаловался, что Ground Zeroes можно пробежать за десять минут? Ну а чтобы пройти The Phantom Pain, может не хватить и ста часов. Игра действительно огромная.

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain


► Изначально Биг Босс бегает в полосатом камуфляже «тайгере», который в пустошах Афгана смотрится странно. Зато в джунглях в самый раз. А голый торс можно «исследовать» на базе — это вроде как «улучшение» обычного костюма.
Мы называем себя Diamond Dogs

Итак, в финале Ground Zeroes Биг Босс потерял все, что имел. Группа злоумышленников уничтожила его базу, убила или покалечила большую часть соратников, а самого Снейка отправила в кому. Немудрено, что проснулся он в препаршивейшем настроении и жаждущий мести. Старые знакомые хотят того же самого — особенно потерявший руку и ногу Каз, которого мы спасаем из плена в одной из самых первых миссий.

Знать подноготную серии, чтобы играть в пятую часть, в общем-то не нужно. Разве что Ground Zeroes стоит пройти, поскольку это своего рода предисловие. Там нам представляют часть персонажей, а в продолжении довершают начатое, так что вопроса «кто все эти люди?» не возникнет даже у новичков.

Пятая часть рассказывает, как Биг Босс собирал и возглавлял собственную частную армию, и лишь изредка прерывается, чтобы продолжить излагать события из пролога. А так Снейк большую часть времени занят поиском ресурсов, набором людей, изготовлением снаряжения и прочими заботами главнокомандующих.

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain


► Конь и выжженные пустоши Афганистана придают игре сходство с Red Dead Redemption. Вплоть до сбора растений. Но как только дело доходит до стычки, все становится гораздо интереснее.
Управление материнской базой развивает тему, открытую портативной Peace Walker. Вы решаете, в какие модули вложить средства, какие провести исследования, в какие цвета что покрасить. Все это — ваше. Вы тут Биг Босс, на минуточку!

Ресурсы на постройку и развитие добываются прямо на миссиях — это и гонорары за выполнение заданий, и лекарственные травки, и ящички с металлами, запчастями и прочим скарбом. Кое-что капает в закрома само по себе благодаря стараниям персонала, а еще можно гонять на задания подчиненных, и они тоже принесут что-нибудь полезное.

Практическая польза от всего этого огромна. Прямо посреди миссии вы можете заказать доставку чего-нибудь с базы, будь то боеприпасы, новое оружие, поддержка техникой или даже лошадь взамен убитой.

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain


► Единственный доступный по умолчанию боевой товарищ — лошадь. Остальных придется искать на миссиях.

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain


► Малый шагоход — это тоже боевой товарищ. Вполне себе замена лошади, только шумный очень. И яблоки не ест.
Последняя, кстати, играет роль не транспорта, а «боевого товарища», в терминологии игры — «buddy». И ее можно кем-нибудь или чем-нибудь заменить. Например, в одной из побочных миссий Снейк сможет найти щенка и вырастить его в матерого волчару, который поможет и в разведке, и в бою. На другом задании добывается малый шагоход с тяжелым вооружением, и можно разбираться с противниками верхом на нем. Но пока по популярности лидирует, конечно, девушка-снайпер Тихоня.

Однажды вам придется решить, принять ее к себе или пристрелить на месте, как уговаривают союзники. Возможно, решение еще аукнется, но главное: если завербовать Тихоню, вскоре можно будет брать ее с собой на задания — чтобы прикрывала огнем и маркировала противников. Увы, любая дальнейшая информация о ней будет огромным спойлером, поэтому просто скажем, что с ней все о-о-очень непросто.

Помимо боевых товарищей перед миссией разрешается выбрать снаряжение, транспорт и даже какого-нибудь из солдат взамен самого Снейка. На геймплей это особо не влияет, но все-таки разнообразие.

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain


► Волнительное одеяние Тихони имеет сюжетное объяснение. И да, это будет сюрприз.
Хочешь сделать хорошо — сделай сам

База — элемент побочный. Ее обустройством можно заниматься и дистанционно, через универсальный коммуникатор iDroid, и наведываться туда лишь в случае нападения. Основные события происходят сначала в Афганистане, потом — в африканских джунглях. Куда еще может занести Биг Босса, разработчики пока не признаются, но двумя локациями дело явно не ограничится.

Мир игры теперь открытый и… хотелось бы сказать — «живой», но нет. Мирных жителей там не водится, только противники. Но не сказать, что это так уж плохо, учитывая, что карта огромна, интересных мест на ней не счесть, а возможность подобраться к цели миссии массой разных способов открывает бездну тактических возможностей.

К дизайну локаций разработчики подошли очень грамотно. В любую точку ведет по три-четыре пути — хоть пешком, хоть на лошади, хоть на машине, хоть с вызовом вертолета и указанием места высадки. Единовременно может быть доступна не одна миссия, а две-три, и порядок прохождения зачастую можно выбирать самостоятельно. Но если миссия уже началась, участок карты окажется отгорожен, и выход за его пределы приведет к перезапуску задания.

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain


► Советские солдаты в Афгане традиционно плохо говорят по-русски. То несут какую-то чушь, то из-за акцента у игрока уши в трубочку сворачиваются. Но все же в MGS 5 с русским языком обошлись куда аккуратнее, чем во многих других играх.
Игровую механику обкатали еще в Ground Zeroes — если помните, там на одной и той же локации давали разные задания с разными условиями. Спасти военнопленных ночью и под дождем. Или при свете дня устранить две цели, не поднимая шума. Или налететь на базу с воздуха и перестрелять всех из пулемета, прикрывая отход агента…

Все эти варианты действий доступны и в The Phantom Pain, с поправкой на то, что тут вам дается полная свобода выбора в отношении того, как и когда действовать. Время идет, день сменяется ночью, ясная погода — пасмурной, дождем или песчаной бурей. Геймплей для всех перечисленных условий отличается разительно. Ночью противник хуже видит, в дождь не слышит шума шагов, во время бури вообще слеп и глух и, скорее всего, отсиживается в помещении.

К тому же вас никто не заставляет действовать в скрытном режиме. Хотите — сразу вызывайте вертолеты и заказывайте авиаудары с базы, обстреливайте всё из базук и гранатометов, носитесь с пулеметом наперевес в стиле шварценеггеровского Коммандо… Главное — выполните задачу. А то если нужно кого-нибудь спасти, будет очень неприятно задеть этого «кого-то» взрывом.

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain


► У MGS 5 очень много общего с… последними Far Cry. И структура карты с базами и блокпостами, и разметка целей перед атакой, и типичный подход «режем тихо сколько выйдет, а если заметили — добиваем в открытую». Но механика боя, очевидно, отличается разительно.
Впрочем, у скрытного прохождения есть свои преимущества. Во-первых, в конце каждого эпизода подсчитывается рейтинг, а все «шумные» действия ведут к его снижению. А во-вторых, на миссиях часто встречаются неявные второстепенные задачи. В первоначальном брифинге они даже не оговариваются, а в списке квестов отображаются знаками вопроса. Чтобы их получить, нужно, например, подслушать разговор. Или наткнуться на секретный документ. Или просто случайно кого-нибудь похитить, а потом узнать, что именно он-то вам и был нужен на базе.

Руки-то какие загребущие!

Похищение вражеского имущества или даже непосредственно врагов — еще один важный элемент геймплея, и его-то как раз в Ground Zeroes не было. Зато он был в Peace Walker — именно там в геймплее активно задействовалось так называемое «устройство Фултона». Еще один милый элемент шизофрении в дополнение к коробке-невидимке. Правда, реальный прототип у этого устройства тоже есть, просто не настолько могущественный, как в играх.

Суть его проста — это специальный воздушный шар, который прикрепляется к объекту, моментально надувается гелием и взмывает ввысь вместе с грузом. А там уже подхватывается авиатранспортом и оттаскивается на базу.

В The Phantom Pain устройство Фултона используется на все сто. С его помощью у противника изымается все, что не приклеено скотчем: ящики с ресурсами, военнопленные, даже сами оглушенные солдаты. После этого они, кстати, становятся союзниками и пополняют ряды военнослужащих на базе. Если, конечно, переживут перелет: ранения, плохая погода, точка отправки — все это влияет на вероятность успешной доставки.

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain


► С помощью Фултона на базу можно утаскивать и диких животных — иногда это нужно по заданию, к тому же за трофеи щедро отсыпают ресурсов. Но с непривычки смотрится дико.
Почему они с такой готовностью меняют сторону — загадка, но факт есть факт. Хотите большую армию — тащите всех, кого видите. Таким способом можно получать информацию — «языков» спокойно допросят на базе и передадут все Снейку по рации.

Наконец, это отличный способ очищать поле боя от бездыханных тел, которые могут со временем прийти в себя или привлечь внимание патрульных. Только и это надо делать с осторожностью, а то уносимые в небеса солдаты имеют свойство горестно (а спасаемые военнопленные — радостно) вопить. Потом очень неприятно бывает услышать во вражеских переговорах, что «воздушный шар только что унес одного из наших, кажется, на базе чужие».

Как и прочее оборудование, устройство Фултона можно улучшать на базе: увеличить число зарядов, скорость надува, а главное — грузоподъемность. Тогда Биг Босс сможет прикарманивать всё, вплоть до тяжелой военной техники и целых контейнеров с грузом ресурсов. Что, в свою очередь, позволит еще сильнее вкладываться в исследования и получать новые костюмы и оружие, усиливать старое, изобретать новые виды гранат и патронов и улучшать все на свете, вплоть до знаменитой коробки и снаряжения для боевых товарищей. Признайтесь, вы же хотите обрядить Тихоню в золотистый купальник, а собаке — сунуть в зубы нож?

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain


► Улучшенная коробка не только маскирует, но и отвлекает противника. Сейчас Снейк из нее ка-а-ак выскочит!
Будьте здоровы, Босс

В The Phantom Pain традиционно очень много мелочей. Здесь можно простудиться и выдать себя неосторожным чихом. Здесь вражеские войска разговаривают на своих родных языках, и субтитры с переводом появятся, только если захватить в плен соответствующего переводчика. Доставка с базы честно прилетает на парашюте и может пребольно стукнуть по голове в момент падения — либо вас, либо противника, если укажете точкой сброса его местоположение. А если спрятаться в коробку в зоне погрузки (отмечена оранжевой платформой и знаком), можно подождать вражеский транспорт, который сам доставит Снейка в самое сердце укреплений.

Локации на карте связаны между собой, и, если перебить всех солдат на базе, оттуда не смогут выслать подкрепление на блокпост — просто некого будет посылать. На самих локациях тоже есть отдельные объекты, уничтожение которых может облегчить жизнь. Взорвете противовоздушный радар — сможете заказывать вертолет в новую посадочную зону. Сломаете рацию — у противника не выйдет запросить помощи. Отключите свет — проще будет пробираться в темноте, и электроприборы перестанут работать. Но все эти действия выдадут ваше присутствие, и, если вы хотите пройти игру свосем без шума, ими лучше не злоупотреблять.

16 часов с Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain


► Издевательскую шапку с петухом вам предложат надеть, если вы трижды завалите одну и ту же миссию. С ней противники три раза «не заметят» Снейка, даже если он будет отплясывать у них перед носом. Но высокого рейтинга вам не видать.
* * *

Из всего этого складывается удивительная картина. Обычно игры от Хидэо Кодзимы в основном про историю, а геймплей позволял себе прихрамывать. Грузное управление, кривая камера, странный дизайн локаций — все это частенько приходилось терпеть, чтобы узнать, что там дальше.

Здесь же к геймплею отнеслись со всем прилежанием — Metal Gear Solid 5 держит игрока в первую очередь за счет самого процесса. Воевать с противником любым удобным для вас способом, исследовать окрестности, развивать базу — все это до безумия увлекательно и выполнено на высшем уровне. А вот сюжет вызывает недоумение и вопросы, ответов на которые не будет до самого релиза.

И ведь возможно, что это последняя часть серии Metal Gear Solid какой мы ее знаем. Вот уйдет Хидэо Кодзима из Konami, и мало ли в какие руки попадет франшиза. К тому же никто не может предугадать, как именно он уйдет. Плюнет на все и сведет сюжет к какой-нибудь банальщине вроде «а на самом деле все это сон собаки»? Или же, поразив всех мощнейшей развязкой, удалится с гордо поднятой головой, твердо зная, что никто не сможет за ним повторить?

Остается ждать осени и надеяться, что для создателей действительно игра прежде всего и никакие ссоры не смогут повлиять на разработку, как они и заявляют.

Но даже без шокирующего финала мы в любом случае получим десятки часов превосходнейшего геймплея.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.